Общее·количество·просмотров·страницы

ОБЖ





План работы по ОБЖ на 2015-2016 учебный год

Содержание работы
Срок проведения
Ответственный
Организационная работа
Оформление информации в уголкоах безопасности дорожного движения и противопожарной безопасности в группах для родителей и детей
Сентябрь, обновление - постоянно
Старший воспитатель
Памятки и буклеты для родителей
В течение года
Старший воспитатель
Консультация для педагогов «Формирование у дошкольников сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих»
ноябрь
Старший воспитатель
Методическая работа
Оформление выставки новых наглядно-дидактических и методических материалов по ОБЖ в методическом кабинете
октябрь
Старший воспитатель
Пополнение методического кабинета и групп методической, детской литературой и наглядными пособиями
В течение года
Старший воспитатель
Контроль организации работы с детьми по теме «Безопасность»:
- ПДД,
- противопожарная безопасность,
- личная безопасность,
- безопасность на природе
В течение года, согласно графика
Старший воспитатель
Подбор и систематизация игр по всем группам по теме «Безопасность» (ПДД, противопожарная безопасность, личная безопасность, безопасность на природе
В течение года
Старший воспитатель
Работа с детьми
Участие в городских акциях
В течение года
Старший воспитатель
Практические отработки навыков безопасности поведения в различных ситуациях:
 - ЧС
 - Пожар
 - экстремальные ситуации
Ноябрь
Апрель.
Старший воспитатель
Беседы, викторины, занятия по курсу ОБЖ
В течение года
Старший воспитатель
Воспитатели всех возрастных групп
Беседы по курсу ОБЖ с привлечением сотрудников ГУ МЧС, ППС, ГБДД и др.
Ноябрь, январь, апрель, июль
Старший воспитатель
Конкурс детских творческих работ на тему «Безопасность»:
- ПДД,
- противопожарная безопасность,
- личная безопасность,
- безопасность на природе
В течение года
Старший воспитатель
Целевые прогулки
 
В течение года
Старший воспитатель
Воспитатели всех возрастных групп
Игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные
еженедельно
Воспитатели всех возрастных групп
Чтение художественной литературы по ОБЖ
постоянно
Воспитатели всех возрастных групп
Чтение и заучивание стихотворений по тематике
постоянно
Воспитатели всех возрастных групп
Загадывание детям загадок на тему «Безопасность»
постоянно
Воспитатели всех возрастных групп
Интерактивные игры по ОБЖ в музыкальном зале ДОУ
постоянно
Воспитатели всех возрастных групп
Взаимодействие с родителями
Оформление родительских уголков
В течение года
Заведующий
Общее родительское собрание «Дорожная азбука»
(с приглашением представителя ГИБДД и просмотром видеофильма)
февраль
Заведующий
Участие в городских акциях
По приказам Комитета
Старший воспитатель
Участие в спортивном конкурсе «ПДД от А до Я знает вся моя семья»
январь
Инструктор по физвоспитанию
Участие родителей в подготовке и проведении мероприятий по теме: «Безопасность» в МБДОУ
Ноябрь
Апрель.
Заведующий
Межведомственные связи
Участие представителя ГИБДД в проведении общего родительского собрания
2 раза в год
Заведующий
Участие инспектора ГИБДД,   в проведение мероприятий
4 раза в год
Заведующий

 

 

 
 

Правила поведения ребенка с незнакомыми людьми

К сожалению, в России стремительно растет количество похищений детей. Очень часто такими похитителями оказываются родные для ребенка люди, и в таком случае похитителя бывает легко найти

Если преступление совершает незнакомый случайный человек, то быстро найти похищенного ребенка бывает довольно трудно, особенно если у преступления не было свидетелей. Как родители могут повлиять на ситуацию и уберечь детей от опасностей, связанных с незнакомыми людьми?

Самое главное, что могут сделать родители – это рассказать ребенку правила поведения на улице. Эти правила должен знать каждый ребенок с самого раннего возраста.

• Не заговаривать с незнакомым человеком, не называть своего имени и адреса. Отвечать на все вопросы: «Мне мама запретила разговаривать с незнакомыми людьми».

• Не ходить с незнакомым человеком никуда по его приглашению, даже если он зовет посмотреть на котят или новую компьютерную игру.

• Не садиться в чужую машину ни при каких условиях, при попытке усадить в машину насильно кричать как можно громче и отбиваться.

• Никогда не принимать из рук незнакомых людей угощение в любом виде, а также подарки.

• Если незнакомец заговаривает с ребенком в безлюдном месте, необходимо тут же постараться выйти к людям.

• Если незнакомец молча следует по пятам, ребенку нужно как можно быстрее подойти к кому-то из взрослых, вызывающих доверие своим внешним видом – лучше к женщине, и рассказать о своих подозрениях.

• В ночное время ходить только по освещенным местам улицы. Если нужно пересечь неосвещенный участок дороги, то надо это делать в сопровождении товарищей или попросить об этом взрослого, вызывающего доверие, лучше всего, чтобы это была женщина.

• Обязательно звонить родителям и сообщать о своих ближайших планах и перемещениях.

• Не позволять до себя дотрагиваться посторонним людям!

• Кричать при первых признаках опасности как можно громче – даже если человек не хотел ничего плохого, можно будет потом перед ним извиниться, разумный взрослый, не желающий ребенку зла, всегда отнесется к такому поведению с пониманием.

• Не ходить в одиночку по безлюдным пустырям, по лесу, по стройкам и заброшенным зданиям. На детей, которые идут большой компанией, преступники практически никогда не нападают.

Родители обязательно должны помнить, что безопасность ребенка зачастую зависит от того, насколько точно он соблюдает эти простые правила.
Родители ответственны за безопасные условия
жизни и здоровья детей

I. Организация безопасного пребывания детей в дошкольном учреждении.

   1. Обеспечение удобной обувью (не скользкая подошва, соответствующий размер);

   2.Использование безопасных игрушек и материалов;

   3. Сопровождение детей в ДОУ и домой взрослыми и передача детей непосредственно воспитателям;

   4. Содействие в организации учебно-воспитательного процесса.

II. Организация безопасности в быту.

Контроль за хранением колющих и режущих предметов (нож, ножницы, иглы, острые детали игрушек и др.);

Соблюдение ТБ при использовании электроприборами и розетками;

Осторожность во время приёма пищи;

Нахождение ребенка под постоянным присмотром взрослых.

III. Пожарная безопасность.

Контроль за хранением спичек, зажигалок и легко воспламеняющихся предметов и жидкостей;

Присмотр за детьми во время пребывания на улице (запрет на сжигание листьев, сухой травы, тополиного пуха).

IV. Предупреждение дорожно-транспортного травматизма.

Нахождение ребенка на улице под присмотром взрослых;

Соблюдение родителями правил пешехода и дорожного движения;

Недопустимость игр возле проезжей части и стоянки автомобилей;

Присмотр за детьми во время катания на велосипедах, роликах, самокатах, санок, лыжах, ледяных дорожках.

V. Предупреждение отравлений лекарственными препаратами, ядовитыми растениями и грибами.

   1. Контроль за хранением лекарственных препаратов и ядохимикатов;

   2. Контроль при применении витаминных препаратов;

   3.Недопустимость сбора неизвестных грибов в нашей местности и полный запрет на употребление в пищу детям;

   4. Присмотр за детьми во время пребывания в лесу и возле водоёмов;

VI. Предупреждение чрезвычайных ситуаций.

Угроза взрыва газа, взрывоопасных веществ;

Обморожение, переохлаждение;

Поведение во время снежных заносов и гололёда;

Исключение нахождения детей вблизи использования петард, фейерверков, бенгальских огней, свечей;

Правила пребывания в многолюдных местах (возможность терактов);

Правила для тех, кто остаётся один дома и на улице (и взрослые, и дети, возможность уголовных преступлений);

Безопасность при использовании мобильных телефонов, компьютеров.

VII. Оказание первой помощи в случае:

Поражения электрическим током, ударом молнии;

Вывиха, перелома, растяжения связок, удара;

Ожога, теплового удара;

Обморожения, переохлаждения;

Кровотечения;

Отравления токсическими и химическими веществами;

Пищевого отравления;

Укусов змей, насекомых, бродящих кошек и собак, диких животных

Консультация
Ответственность родителей – как родители ее понимают.

Часто родители, когда говорят о своей ответственности по отношению к ребенку, понимают ее несколько однобоко. Например, для многих быть ответственным означает следить, чтобы он хорошо учился, хорошо себя вел, не грубил старшим, был здоров, честен, уважал других, умел зарабатывать себе на жизнь, соблюдал правила гигиены, был аккуратным. Ребенок должен следовать указаниям родителей, выполнять их требования.

Если ребенок попадает в беду, обязанность родителей — вызволить его. Родители должны жертвовать всем для ребенка, потому что его потребности и благополучие более важны, кроме того, ребенок не виноват, что появился на свет. Он-то никого об этом не просил! Поэтому родители должны заботиться о безопасности своего ребенка, предупреждать любые опасные ситуации, защищать ребенка от страданий, неприятностей, ошибок и неудач.

Относятся ли эти высказывания к вашим убеждениям? Это именно то, что вы применяете к своему ребенку?

Но подумайте, часто родители хотят воспитать в своих детях то, что у них уже есть, но мама с папой не видят этого. Конечно, всегда проще сказать, что соседский Саша такой вежливый, всегда здоровается, говорит «спасибо», а Маша у тети Тани всегда помогает маме мыть посуду. А ваш ребенок? Такой ли он плохой, как вы пытаетесь сказать своими неосторожными словами? Ведь наверняка он тоже имеет свои положительные качества, которые вы, привыкнув к своему ребенку, уже не замечаете в нем. Почему вы не видите уникальности и неповторимости, отличающей вашего ребенка от других детей? Подумайте, может быть, вам стоит изменить образ мышления по отношению к собственному чаду?

Постарайтесь в течение какого-то времени отмечать, что вы думаете по поводу спорных ситуаций с подростком. Каждый раз, когда вы испытываете в похожей ситуации эмоциональный всплеск, отмечайте для себя первую пришедшую вам в голову мысль. Скорее всего, первые ваши мысли будут довольно негативными и резкими: «Сейчас я ему устрою!», «Ну что за чудовище!», «Как же мне это все надоело!» и пр. Запишите эту первую пришедшую в голову мысль.

А затем сделайте вот что. Запишите новое предложение, например: «У моей дочери Тани есть все необходимое для того, чтобы принимать самостоятельные решения и распоряжаться своей собственной жизнью».

Делайте так несколько дней, до тех пор, пока «переворачивать» мысли в положительную сторону не войдет у вас в привычку. То есть каждый раз, ощущая негативное чувство в той или иной ситуации, вы заменяете его позитивным.

Это не значит, что вы должны полностью перестать интересоваться ребенком и его делами, нет. Вы можете заботиться о нем, но в то же время вы должны перестать его контролировать и указывать ему на неправильность каждого его самостоятельного решения.

«Но он же еще совсем мал, чтобы самостоятельно решать!» — можете воскликнуть вы. Вы полагаете, что и вправду нужно не давать ответственности ребенку до тех пор, пока он не повзрослеет? Это ошибочное представление. Люди не обязательно становятся ответственными лишь потому, что выросли и стали взрослыми. Разве в вашем окружении нет людей 30 или даже 40 лет, которые так и не взяли на себя ответственность за свою собственную жизнь? Этому качеству учатся, и не на словах, а на деле, причем в таких условиях, когда люди знают, что действуют самостоятельно и сами принимают решения, когда они понимают, что последствия принятого решения будут тоже на их совести.

Если вы оберегаете ребенка от всех невзгод жизни, вы не даете ему развить в себе ту силу, которая поможет ему преодолеть эти опасности. Если взрослые не верят в способности детей поступать обдуманно, то как могут поверить в это сами дети?

Три ступени ответственности

Карл Роджерс, американский психолог, в своей теории личности изложил основные ступени ответственности родителей за своего ребенка.

Согласно теории Роджерса, большое значение для формирования характера ребенка, развития личности является отношение к нему значимых людей, прежде всего родителей. Если ребенок получает от значимых людей (в данном случае — родителей) полное принятие и уважение, рифы переходного возраста будут пройдены в такой семье с наименьшими потерями. Если же уважение связывается с определенными условиями («Сделаешь уроки – буду тебя любить»), то в этом случае ребенок либо учится подстраиваться под взрослых, либо бунтует, отстаивая свою точку зрения.

Если вернуться к ступеням ответственности родителей, то можно отметить, что на первой родители полностью, безоговорочно и постоянно несут ответственность за ребенка.

На второй ступени родители уже начинают использовать «нет» — у ребенка уже пробуждаются разум и способности отличать, что позволено, а что нет. Родители при этом еще не стараются апеллировать к понятиям «хорошо» и «плохо», а попросту дают ребенку знать об угрозах, от которых и защищают его. Эти «нельзя» связаны с настоящими опасностями, например, прикоснувшись к горячему, можно обжечься, если сунуть палец в розетку — «стукнет» электричеством и т. п. На этой ступени происходит формирование своего рода условного рефлекса.

На третьей ступени у родителей возникает взаимопонимание с ребенком, основанное на объяснении, почему нельзя.

Эти три ступени в реальной жизни не идут строго одна за другой, как классы в школе. Они тесно переплетаются между собой. Так, первая ступень, на которой родители несут полную ответственность за ребенка, как правило, незаметно уходит в прошлое. Если первая ступень пройдена, это означает, что ребенок вырос и больше не нуждается в опеке родителей, он стал самостоятельным.

Если же родители продолжают оставаться на этой ступени долгое время, продолжают брать на себя ответственность за жизнь ребенка, они тем самым лишают его возможности научиться быть самостоятельным. В этом случае так называемая симбиотическая связь ребенка с кем-либо из родителей, чаще всего с матерью, осложнит не только его вступление в самостоятельную жизнь, но и возможность создания собственной семьи.

Симбиотическая связь ребенка с матерью — это биологический термин, перенесенный в социальные науки. Он отражает взаимосвязь ребенка с матерью. Понятием «симбиоз матери и ребенка» принято обозначать восприятие ребенком материнского объекта и себя как двуединого существа. Нормальная симбиотическая фаза длится от шести недель до одного года. Ребенок адекватно удовлетворяет свою потребность в безопасности. Мать получает заряд энергии и испытывает удовлетворение. Очень важным является завершение симбиоза и своевременное протекание процесса сепарации (отделения). Несвоевременное или чересчур резкое отделение ребенка от заботящегося объекта может привести к серьезным осложнениям и искажениям развития и адаптации.

В случае несвоевременного завершения этого процесса мать будет долгое время соперничать с тем спутником жизни, которого избрал ее ребенок, что, как показывает практика, ни к чему хорошему не приводит.

На второй ступени родители навязывают ребенку свое понимание жизни. Здесь часто возникают запреты, и это естественно. Ребенок познает мир, полный опасностей. Родители беспокоятся, поэтому слова «нет», «нельзя», «не трогай» звучат в этот период практически каждую минуту. Правильно ли это? Запрет запрету рознь. Нужно быть терпеливым и внимательным родителем.

Нельзя все время запрещать! Многие матери таким образом проявляют свое состояние беспокойства и дискомфорта. Они произносят «нельзя» очень часто и в самых различных ситуациях, тем самым запутывая ребенка. Если все время говорить «нельзя», это слово в конце концов перестанет восприниматься ребенком. Чем реже вы его произносите, тем действеннее оно будет. Родители должны четко представлять себе, что можно разрешить ребенку, а что запрещено, и четко этого придерживаться.

Если вы сказали своему ребенку «нельзя», то должны придерживаться этого. Нельзя сказать «нет», а через пять минут «да». Поэтому прежде чем что-то запретить, хорошо подумайте, не придется ли этот запрет через какое-то время отменять? И чего в таком случае будет стоить ваш запрет, если его так легко обойти? Поэтому если вы чувствуете, что в какой-то ситуации можете обойтись без запретов, — обойдитесь. Это пойдет на пользу и сэкономит нервы и вам, и вашему ребенку. Ведь ваши бесконечные запреты не спасут ребенка от опасностей, а его развитие будет тормозиться.

Если вы сказали «нет» своему ребенку, приготовьтесь к долгой осаде. Мало кто из детей принимает запрет безоговорочно и безропотно. Сначала они пытаются добиться своего любой ценой, капризничают, злятся, рыдают, упрашивают, убеждают, — словом, в ход идут все доводы, какие есть в арсенале ребенка. Родителям потребуется колоссальное терпение и выдержка. Когда же ребенок понял, что ваше «нельзя» нерушимо, и начал выполнять ваше требование, не забудьте его похвалить, поддержать. Самое главное — не искушайте ребенка. Если вы запрещаете ему сладкое — уберите его с глаз долой, чтобы не соблазнять ребенка и не провоцировать скандалы.

Запреты должны быть нейтральными, не подкрепленными вашими эмоциями: злостью, раздражением и т. п. В противном случае ребенок все относит к своей персоне, а не к ситуации запрета. То есть он считает, что, если мама сердито говорит, чтобы он вынул руки изо рта, она его не любит. Воспитательного эффекта в данном случае не будет никакого.

Ну и стоит заметить, что если вы что-то запретили, то остальные члены семьи должны быть с вами солидарны. Хуже нет ситуаций, когда мама что-то запрещает, ребенок идет к папе, который тут же отменяет запрет. Родители должны выступать единым фронтом, если можно так сказать. Ребенок должен понять, что запрет — это не прихоть одного из членов семьи, а необходимость, вещь, которой нужно следовать.

Вторая ступень плавно переходит в третью ступень — объяснения. На этом этапе родители могут объяснить детям, почему нельзя то или иное. Объяснения зависят от развития ребенка. Если годовалому ребенку бесполезно объяснять, почему нельзя есть немытые фрукты, брать что-то с земли в рот или есть много сладкого, то теперь уже ребенок в состоянии понять и принять элементарные объяснения.

Переходы от одной ступени к другой могут зависеть от того, какими темпами идет умственное развитие ребенка. Но важно отметить, что само наличие таких переходов или длительное пребывание на одной из ступеней целиком и полностью зависит от родителей, от выбранного ими порядка воспитания.

Родительская ответственность — ответственность за самих себя

Итак, что же такое «родительская ответственность»? Исходя из вышесказанного, это прежде всего ответственность родителей именно за самих себя. Только тогда родители смогут сформировать самостоятельность и ответственность у своего ребенка, когда сами научатся отвечать только за свои действия, а не за действия другого. Это вовсе не означает, что нужно перестать заботиться друг о друге. Просто вам, родителям, нужно отдать часть ответственности собственному ребенку.

Если у вас возникают трудности в общении с вашим ребенком, то, по всей вероятности, вы пытаетесь управлять его жизнью, брать на себя ответственность за его будущее. А это находится уже не в вашем ведении, а является прямой обязанностью вашего ребенка.

Что значит руководить жизнью ребенка? Это стремление родителей предвидеть каждый следующий поступок ребенка и подсказать ему, как, по их мнению, можно сделать лучше. В результате ребенок привыкает, что ему не надо думать о том, как вести себя в том или ином случае, об этом всегда побеспокоятся его родители. Самое главное, в этом случае не надо отвечать за результаты своих действий: раз родители решили за него, как ему себя вести, следовательно, они за него и в ответе.

Очень хорошо написано об этом в книге Р. и Д. Байярд «Ваш беспокойный подросток», что еще раз доказывает: проблемы подросткового возраста затрагивают родителей всех стран. Они дают советы исходя из собственного опыта воспитания. Попробуем применить некоторые моменты к нашей действительности.

Еще раз посмотрите в список проблем, который дан в начале этой главы. Вы можете дополнить его или сократить, в зависимости от того, что волнует вас. А теперь давайте попробуем выяснить, за что ответственны вы, а за что — только ваш ребенок.

Еще раз внимательно просмотрите весь список и выберите из него все то, что имеет конкретные последствия для существования ребенка, но никак не воздействует на вас. Отдельные пункты связаны только с жизнью вашего ребенка и, соответственно, относятся к событиям его жизни; другие же тесно связаны только с вашей личной жизнью и, таким образом, к вышеперечисленным проблемам не имеют отношения.

Но есть и такие пункты, где вы не можете определиться: относился ли он к событиям жизни ребенка либо к вашим, какой из них воздействует на вас, а какой — нет. Спросите себя, властны ли вы над этими обстоятельствами, способно ли ваше влияние что-либо изменить? К примеру, вы даете ребенку деньги на еду в школе, а он их потратил на что-то свое (диск с музыкой, поход в кино и т. д.) и снова просит денег. Вы вправе ему их не давать, так как это был его выбор.

Если же ваш ребенок начал курить вне дома, вы вряд ли сможете открыто изменить ситуацию, так как у вас нет такого прямого рычага воздействия. Во втором случае вы над обстоятельствами не властвуете. То есть, как говорят в своей книге Р. и Д. Байярд, «пункты, которые не влияют на вашу жизнь, — это обычно то, с чем вы ничего не можете поделать», как ни печально это звучит. По их мнению, настаивать там, где у вас нет влияния, — это проигрышный вариант. Поэтому самым мудрым в этой ситуации будет переложить ответственность за то, где у вас нет влияния, на ребенка и поберечь свои нервы и силы для тех ситуаций, где ваше влияние окажется действенным.

Приведу пример с одной женщиной, у которой ребенок поздно ложился спать, что заставляло ее нервничать, так как она не могла уснуть, если где-то горел свет. Долгое время они воевали с сыном, она пыталась его то увещеваниями, то запретами заставить ложиться спать раньше, но ничего из этого не получалось. Тогда она возложила ответственность за эту ситуацию на сына (он не высыпался), а себе купила повязку на глаза для сна. И проблема была решена.

Если ребенок поздно ложится спать и на следующий день клюет носом и спит на ходу, это имеет значение для жизни самого ребенка и вашей жизни не касается. Поэтому, продумывая, к чему относятся проблемы из нашего списка, взвешивайте все. Не обманывайте себя и не пытайтесь присвоить себе те заботы, за которые несет ответственность ваш ребенок. Ведь его самостоятельность тесно связана с ответственностью за те поступки, которые он совершает. Ребенок должен понять, что самостоятельно принимать решения означает и отвечать за них. Этому ему еще предстоит научиться.

Так, если он небрежно обращается с новой одеждой, можно сказать ему, что вы не собираетесь проверять, как он носит вещи и что с ними делает, что вы доверяете ему самому следить за их сохранностью. Но в следующий раз, если вы увидите, что купленная одежда в плохом состоянии, вы оставляете за собой право отложить следующую покупку до тех пор, пока испорченная вещь не износится, то есть на тот срок, за который бы она износилась сама естественным путем, если бы ребенок за ней следил.

Такой договор с ребенком можно установить практически по каждому пункту из вашего списка. Итак, давайте рассмотрим, какие же пункты можно отнести к ответственности ребенка, какие последствия следует оговорить. Начнем с наиболее часто встречающихся.

1. Ребенок поздно ложится спать.

Эту проблему мы и решили отнести к событиям его жизни. Это легко сделать в том случае, если подобная ситуация не затрагивает ваших интересов (ребенок не мешает вам спать, не ворчит и злится утром из-за того, что не выспался, вас не вызывают в школу по причине его невнимательности и вялого состояния). Если же его позднее засыпание на вашей жизни все же сказывается, попробуйте четко установить время отхода ко сну. Если ребенок его нарушил сегодня, завтра он будет вами оштрафован на столько минут, на сколько минут позже он лег в постель. Так устанавливается ответственность ребенка за точное соблюдение времени сна. Кстати, если такое четкое время отхода ко сну было установлено с младенчества, у родителей, как правило, не возникает подобных проблем в подростковом возрасте.

2. Если ребенок слишком много смотрит телевизор (или сидит за компьютером и т. д.).

Это не оказывает влияния на вашу жизнь, если, по вашему мнению, он тратит время попусту; портит глаза; смотрит всякую ерунду, вместо того чтобы повышать свой уровень; то, что он смотрит, это не настоящее искусство.

Но если это становится и вашим делом, если он не дает вам посмотреть то, что вам хочется; включает телевизор на полную громкость, а вас это раздражает; телевизор находится в вашей комнате и мешает вам отдыхать, — в этом случае вам следует установить время просмотра телевизора, учитывая общие интересы — ваши и его. Обязательно оговорить, что будет в результате нарушения этого договора. Последствия могут быть такими же, как и в ситуации со сном.

3. Если ваш ребенок не следит за своим внешним видом, не-аккуратен, не моется, не меняет одежду.

Сколько раз вы говорили своему подростку: «Как тебе не стыдно, пойди помойся, не позорь меня перед знакомыми!» Но, по большому счету, его нежелание принимать ванну не влияет на вашу жизнь. Но зато имеет определенные последствия для самого ребенка: его друзья, родственники, учителя, одноклассники и пр. могут составить о нем негативное мнение, перестать с ним общаться. Можно спокойно объяснить ребенку, что в подавляющем большинстве случаев мнение о человеке складывается на основе опрятности, чистоты, приятного запаха, поэтому вполне возможно, что окружающие ведут себя по отношению к нему соответственно.

Если же для вас становится проблемой, что от ребенка неприятно пахнет, вам приходится стирать его грязную одежду, заключайте договор. Например, если он не будет мыть руки перед едой, вы можете отказаться его кормить, пока он их не помоет. Не волнуйтесь, от голода он не умрет.

4. Он небрежно относится к дорогим вещам, одежде.

Вы зарабатываете деньги, ребенок нет. Вы ему покупаете вещи, а он их портит. Естественно, что взрослый, вынужденный зарабатывать деньги на содержание себя и семьи, чувствует себя оскорбленным, когда видит, как ребенок обращается с купленными ему вещами. Вы считаете, что он не ценит ваших усилий, вам кажется, что ваши деньги утекают как вода, и вас это не устраивает.

Чтобы изменить существующее положение дел (поскольку оно вас задевает), проведите четкую границу между вещами вашего ребенка и собственными. После этого все, что ребенок делает со своими вещами, остается на его совести. Утеря вещей, порча одежды, растрата собственных денег окажут влияние на его жизнь. Вы вправе не компенсировать ему это. Если же ребенок настаивает на возмещении, напомните ему, что он был предупрежден, самостоятельно принял решение и теперь несет за него ответственность, поэтому с компенсацией придется подождать до лучших времен. Подобная мера заставит его более аккуратно обращаться с вещами.

5. Если ребенок дерется с братьями или сестрами.

Это всегда повод для беспокойства. Родители переживают, что дети могут поранить друг друга; что у них появится желание решать все жизненные проблемы с помощью кулаков, при этом один ребенок привыкает быть жертвой, а другой — хулиганом.

При этом очень важно учитывать, какие отношения складываются в семье между родителями; между родителями и детьми; между детьми. Дети копируют поведение родителей и переносят его на свои собственные взаимоотношения. Вот почему если родители часто ссорятся, то дети, скорее всего, тоже будут постоянно выяснять отношения. В этом случае вам следует начать с себя и поменять что-то в ваших взаимоотношениях с супругом.

Что же касается беспокойства родителей по поводу безопасности детей, то это оказывает влияние только на жизнь детей.

Если же вас пугает возможность настоящего увечья; если дети так сильно дерутся, что их крик и грохот мебели слышны соседям; если вас раздражает шум и гам, вам стоит внести в ваш договор с детьми пункт ответственности детей за такое поведение. При этом совершенно не нужно выяснять, кто прав, а кто виноват: ни к чему хорошему это не приведет, крайних вы не найдете. Не наказывайте старшего ребенка только потому, что он старший, а задирает маленького: это только усилит разногласия между детьми. Наказывать следует обоих одинаково. Договор о наказании за драку должен быть заключен заранее, до возникновения следующей драки, чтобы дети знали, что, ввязываясь в бой, они идут на это сознательно. Тогда такое наказание будет воспринято как справедливое.

6. Ребенок закатывает истерики, когда что-то получается не по его желанию или когда ему перечат.

Конечно, вам неприятно, когда ваше чадо устраивает вам концерты, если что-то не по-его, вам стыдно перед знакомыми и соседями, которые осуждающе качают головами и перешептываются о том, какое чудовище вы вырастили. Тем не менее вспышки раздражения, которые порой бывают у ребенка, не имеют последствий для вашей жизни. Для ребенка — да: он может охрипнуть, потерять голос, у него появляется чувство бессилия оттого, что он не может получить желаемое и т. д. Поэтому со спокойной совестью отнесите этот пункт к событиям жизни ребенка.

Некоторые дети в истерике бросают вещи. Относится это к перечню событий жизни ребенка или к списку событий вашей жизни, зависит от того, чьи вещи он бросает или портит. Если это ваши вещи, то это влияет на вашу жизнь; если же это вещи ребенка, то это становится его проблемой.

Но стоит отметить и тот факт, что при подобных ситуациях нужно учитывать состояние психики вашего ребенка. Если во время истерик ребенок в состоянии остановиться самостоятельно, а истерика для него — способ получить желаемое, то психика вашего ребенка в норме. Если же ребенок не может остановиться и истерика перерастает в припадок, если он одинаково ведет себя в разных обстоятельствах, то лучше сначала показать его психоневрологу.

К перечню событий вашей жизни можно отнести шум, возникающий в результате истерики, который вас раздражает. Поэтому, если вам не нравится, что ребенок кричит, запаситесь терпением, но не ищите у него на поводу — этим вы подпишете себе приговор — и заключите с ним договор по этому поводу, оговорив, что в том случае, если истерика повторится снова, он будет наказан.

7. Ребенок не хочет убирать в своей комнате.

Для мам это превращается в пытку. Но, как бы там ни было, в большинстве случаев это является проблемой ребенка. Ведь это именно он живет в свинарнике, ему приходится краснеть, когда к нему приходят друзья, это он вынужден искать свои вещи в этом бардаке и носить грязную и мятую одежду.

Родители свято уверены, что они просто обязаны научить детей опрятности и аккуратности, а для этого нужно постоянно поддерживать чистоту и порядок в комнате. Отнесите это к перечню событий жизни ребенка. Будет разумным (как говорилось выше), если некоторая часть дома (комната, угол) была выделена ребенку как его территория.

Если у ребенка есть своя территория в виде отдельной комнаты — оставьте проблему на его совести и не мотайте себе нервы.

Если же отдельной комнаты у ребенка нет, беспорядок, безусловно, будет вас раздражать. Он может вас раздражать и в том случае, если у него отдельная комната, но грязь в ней распространяется и на ваше жилое пространство, например, от огрызков и остатков еды идет вонь, появляются тараканы, муравьи… В этом случае договоритесь об ответственности ребенка за беспорядок. Например, вы можете оговорить, что он не имеет права приглашать друзей, если комната будет в таком виде. Или что вы не купите ему что-то из одежды, так как она все время валяется у него где попало в непотребном виде.

8.Ребенок связался с плохой компанией.

Ребенок сам выбирает себе друзей и приятелей, и это естественно. В то же время родителям небезразлично, с кем общается и дружит их ребенок, а учителя часто «подогревают» у них это чувство. Но, как ни парадоксально, это та часть жизни ребенка, где у вас нет прямого контроля и которая прямо не влияет на вашу жизнь. Она относится к перечню событий жизни ребенка.

Здесь нужна большая гибкость. Подумайте, почему ваш ребенок выбрал в друзья именно этого человека? Что его привлекает в нем? Какие качества характера? Что его привлекает в окружающих людях? Беседы с ребенком могут навести вас на определенные размышления. 9. Ребенок плохо учится.

Все, что связано со школой, влияет прежде всего на его жизнь: от того, как он учится, зависит, чем он сможет впоследствии заниматься; с какими людьми он будет общаться, а также на его представления о себе, его самооценку. Но все это не влияет на вашу жизнь. Вы свое обучение закончили. Разве у вас есть желание учиться еще раз вместе со своим ребенком? Ведь вероятность того, что вы не сможете никакими силами заставить его учиться, делать уроки, ходить в школу, очень велика.

Вы когда-нибудь встречали детей, которым бы нравилось делать уроки только потому, что их заставили родители? Из-под палки любая деятельность, даже приятная, покажется каторгой. Вот почему можно с более-менее легким сердцем отнести школу и все, что с ней связано, к проблемам вашего ребенка.

Исключить следует только то, что касается непосредственно вас: вам звонят из школы, вас обвиняют в плохом поведении и плохой учебе ребенка.

Вы должны дать ребенку все необходимое для нормальной жизни, учебы. Учиться же, думать о взрослой жизни он должен сам. Если он не хочет учиться, но продолжает ждать помощи со стороны родителей, ничем эту помощь не компенсируя, то он становится иждивенцем. Если вас не устраивает, что ребенок не вносит свою лепту виде учебы, то и вы имеете право отказать ему в материальной поддержке.

А разбирательства с учителями пусть будут проблемой вашего ребенка.

10. Он валяется целыми днями на диване, ничего не делает, только ест и смотрит телевизор (играет на компьютере и т. п.).

Такое поведение весьма досаждает взрослым. Сами они работают, зарабатывают деньги, чтобы обеспечить семью, и подобное безделье их очень раздражает, тем более что они, как правило, не могут дать ему объяснение. Однако на самом деле это является вторичной проблемой: родители злятся на ребенка по поводу каких-то его других поступков, а безделье — еще одна капля, которая льется в их практически полную чашу терпения. Родителей на данном этапе раздражает все, и ничегонеделание — это одна из многих проблем. Вспомните, если какой-то человек заставляет вас постоянно нервничать, срывает ваши планы, эксплуатирует вас, то вам в нем не нравится все, все вызывает негативные эмоции, даже мелочи, не стоящие внимания. Но стоит вам устранить главную проблему, которая вас раздражает больше всего, как все становится на свои места. Так и в случае с ребенком: займитесь более важными проблемами воспитания (а они есть, судя по раздражению, которое вы испытываете по отношению к ребенку), а эту проблему отнесите к сфере его дел.

11. Ребенок поздно возвращается домой.

Практически всех родителей беспокоит в этом случае безопасность ребенка: на него могут напасть, избить, отобрать вещи, изнасиловать, убить. Естественно, что родителям спокойнее, когда ребенок находится дома, в безопасности.

Вряд ли родители согласятся отнести этот фактор к перечню событий жизни ребенка. Ведь если с ним что-то случится, родители себе не простят до конца дней, да и родственники «помогут» в этом. Поэтому если вы действительно можете отнести этот пункт к событиям жизни ребенка, сделайте это, отметив лишь те моменты, которые влияют непосредственно на вашу жизнь (он шумит, когда возвращается, будит вас, не дает спать).

Но если отдать ответственность за позднее возвращение ребенку не получается, договоритесь с ребенком о приемлемом времени возвращения домой и последствиях, если оно будет нарушено.

Закрытая дверь в случае позднего возвращения, как предлагают сделать Р. и Д. Байярд, на наш взгляд, не самое лучшее решение. Ребенок может отправиться к друзьям, со временем он может воспользоваться этим как раз для походов к приятелям, и тогда вам придется решать уже не только эту проблему.

12. Злоупотребляет косметикой, носит вызывающую одежду, сделал пирсинг.

Подобные вещи свидетельствуют о том, что ребенок видит себя иначе, не так, как взрослые. Он таким образом сообщает вам и остальным, что он хочет, чтобы его видели другим и, соответственно, знали, чего они могут ожидать от него. Это одна из попыток ребенка самоутвердиться. Родители впадают в панику, хотя в большинстве случаев этот период проходит довольно быстро. У каждого возраста свои «игрушки». У вашего подростка они в данный момент такие.

На вашу жизнь все это не влияет: ведь это не вы так одеваетесь. Кроме того, вы имеете не так много возможностей установить контроль над тем, как одевается ребенок, ну разве что он находится в полной зависимости от вас. Девочка не красится дома? Она может это сделать и в подъезде, и в школьном туалете, у подруги, к которой зайдет по дороге в школу. Ваш мальчик может вынуть серьгу из уха, уступив вашим требованиям, но надеть ее снова, как только скроется с ваших глаз.

Включите этот пункт в перечень событий жизни ребенка, отметив лишь то, что касается непосредственно вас; если он отправляется куда-то вместе с вами, он должен выглядеть прилично.

13. Ребенок убегает из дома.

Когда такое случается, для родителей это настоящий шок, они испытывают подлинные мучения. Однако причина здесь, скорее всего, именно в самих родителях. Ведь они в массе своей убеждены в необходимости контролировать любое поведение ребенка, каждый его поступок. Его побег выбивается из этой канвы и наносит родителям моральную травму.

Что означает этот поступок на языке ребенка и на языке родителей? Очень часто дети таким образом хотят показать, что их родители — какие-то тираны, монстры. Возможно, папа с мамой услышат о себе много неприятного от других людей, рассказанного и сочиненного их чадом. Сам побег — это средство воздействия на родителей, рычаг давления. Так его воспринимают и родители.

Этот пункт отнести к списку событий жизни ребенка весьма тяжело для родителей. Напротив, хочется посадить его в карцер и не давать ступить ни шагу в сторону. Однако с воспитательной точки зрения оставить этот поступок в круге ответственности ребенка будет самым верным и наиболее эффективным. Но при этом вам стоило бы задуматься о причинах его побега. Наверняка и ваша вина в этом тоже есть.

14. Ребенок пьет, курит, употребляет наркотики.

Это один из самых сложных пунктов. Прежде чем решать, куда отнести подобный поступок (поступки), примите следующие меры: покажите ребенка врачу, выясните, насколько развилась у него зависимость.

Ответственность ребенка заключается в том, что эти пагубные привычки влияют на здоровье ребенка. Все же остальное затрагивает и вашу жизнь тоже: противозаконность (это имеет последствия и для жизни ребенка); ребенок приходит домой пьяный или невменяемый; хранит дома наркотики (а отвечают за него пока еще родители); попадает в неприятную историю, которая заканчивается приводом в милицию, постановкой на учет, судебным разбирательством; кроме того, если подросток втянулся, он может начать выносить из дома вещи, деньги, в невменяемом состоянии он способен покалечить или убить человека. Все это вряд ли можно со спокойной совестью сбросить со счетов и отдать под ответственность ребенка.

В этой ситуации родители должны принять самые решительные меры, чтобы избавить ребенка от этой пагубной страсти. Но при этом должна коренным образом измениться и жизнь вашей семьи: если у вас принято ставить на стол спиртное по праздникам, а ребенок по всем показателям тянется к алкоголю, вы должны изгнать спиртное из вашего дома — совсем, навсегда (то же самое и с курением).

Итак, по всей вероятности, вы разобрались, что в списке вышеуказанных проблем можно отнести к кругу ваших забот, а что — к проблемам ребенка. Проблемы, которые вы отнесли к перечню событий жизни подростка, не влияют на вашу жизнь до тех пор, пока вы сами не начинаете воспринимать подобное поведение как вызывающее опасения.

Составив такой перечень событий, за которые отныне будет отвечать только ваш ребенок, передайте этот список ему.

Доверьте ребенку решение его проблем

Когда вы это сделали (написали список, отдали ребенку, довели до его сведения, что отныне ответственность за перечисленные действия несет только он сам), начинайте доверить ему самому решение его проблем. Это нелегко, особенно если вы раньше чрезмерно опекали ребенка. Но если вы верите, что ваш ребенок способен принимать правильные решения, вам будет намного легче. Главное — дать ему понять и почувствовать ваше доверие.

Многие родители отмечают, что подобная тактика заметно меняет взаимоотношения родителей и детей к лучшему. Однако если вам все-таки трудно делать эти шаги, не торопитесь и передавайте ответственность ребенку постепенно.

Для начала выберите из этого списка пункт, имеющий для вас большое значение, но ответственность за который вы можете передать ребенку без труда, и начните с него.

Представьте, что ваш ребенок совершает в рамках этого пункта какие-то действия, которые вам кажутся неправильными. По всей вероятности, вас охватят негативные чувства, вам захочется тут же принять меры. Остановитесь, ведь теперь не вы отвечаете за его поведение в данной ситуации. Расслабьтесь, погасите свои эмоции, постарайтесь почувствовать ощущение облегчения и свободы, как будто камень сбросили с плеч. И в этом новом для вас настроении понаблюдайте за ситуацией. Вы можете обнаружить новый для вас интерес к поведению вашего ребенка. Вам интересно, как он выкрутится из той ситуации, которую сам создал? Что он сделает теперь, когда сам будет отвечать за тот поступок, который совершит?

Сделайте так, как рекомендуют психологи в трудных ситуациях, когда нужно решить проблему. Представьте любые, даже самые худшие варианты развития событий, но смотрите на это как сторонний наблюдатель. Ведь пока ничего не произошло, вы всего лишь пытаетесь представить, как поступит ваш ребенок в этой ситуации, какие примет решения, как будет выходить из положения. В свою очередь продумайте варианты, чтобы помочь ребенку, если он обратится к вам за советом.

Однако стоит запомнить, что в любом поступке ребенка, который вы отдали под его ответственность, есть нечто, что влияет и на вашу жизнь. Поэтому договор с ребенком стоит дополнить вашими условиями. Договор должен выполняться обеими сторонами безоговорочно. Если вы будете нарушать договоренность с вашей стороны, не ждите, что ребенок будет аккуратен в выполнении своих пунктов договора.

В договор нужно внести ответственность ребенка за нарушение соглашения. Можно ему сказать, что в том случае, если он будет нарушать договоренность, вы, в свою очередь, перестанете заботиться о нем, снимете с себя ответственность за его комфортное существование: не будете ему готовить, стирать, гладить, давать карманные деньги. Это должно звучать не как угроза. Попробуйте сказать это несколько раз, потренируйтесь. Нужно добиться того, чтобы это обращение звучало спокойно, свободно, естественно, не сковывало вас. Это покажет ребенку, что вы для себя определились в решении данной проблемы и твердо готовы его выполнить.

Далее, когда ребенок усвоит, что он теперь ответствен за определенный пункт, на протяжении следующих нескольких недель точно так же передайте ребенку ответственность за остальные пункты из его списка.

Не удивляйтесь, если реакция на все происходящее у вашего ребенка окажется неожиданной. Это может быть раздражение, он может вас обвинить в нежелании о нем заботиться, в том, что вы его не любите, он может радоваться (очевидно, еще плохо представляя себе последствия подобного решения) или, наоборот, попытаться пойти на попятный, стремясь избавиться от навалившейся ответственности. Он может быть апатичным, выражать нарочитое или искреннее безразличие, а может случиться и так, что вы не заметите какого-либо отклика.

Какой бы ни была реакция ребенка, спокойно выслушайте его и подтвердите (опять же спокойно), что вы действительно собираетесь это сделать, это решение принято. При этом обратите внимание не столько на реакцию ребенка, сколько на свои ощущения. Старайтесь не задавать вопросов, говорите коротко и не превращайте решение в дискуссию.

Чего от него ожидать?

Если вы считаете, что, передав ответственность ребенку за определенные моменты жизни, вы в тот же момент получите идеального подростка, вы ошибаетесь. Ребенок изменится не сразу, и, будьте готовы и к этому, не обязательно в лучшую сторону. Чего же от него можно ожидать?

Итак, вы, наступив на горло собственной песне, изменили себя, приняли трудное решение. Поменялись вы, следовательно, остальным тоже ничего другого не остается, как поменяться, и результатов вам долго ждать не придется.

Ваш ребенок может начать вести себя еще хуже, чем раньше. Так он пытается заставить вас снова вернуть все на круги своя, то есть чтобы вы опять начали его контролировать. Почему так происходит? Как ни странно, но ребенок, с одной стороны, действительно стремится к свободе, хочет самостоятельно принимать решения, с другой стороны, он этой свободы боится, он страшится ответственности, поэтому любыми способами пытается сделать все, чтобы кто-то другой (в данном случае вы) принимал за него готовые решения и, соответственно, нес за них ответственность.

И это не только детская проблема. Многие из нас также стремятся сделать по-своему, но в то же время хотят избавить себя от ответственности. У каждого человека есть выбор. Каждый день по нескольку раз нам приходится выбирать, принимать решения. Как правило, мы предпочитаем уже готовые, опробованные решения, не стремимся к принятию новых.

То же самое и в отношениях с ребенком. Ведь не только он переживает новые события, происходящие в его жизни. Для вас это тоже переломный момент. С одной стороны, вы понимаете, что пришла пора «отпустить» ребенка, дать ему возможность быть самостоятельным, учиться принимать решения, нести ответственность за них, продумывать последствия. Другая же часть вашего «Я» заставляет вас следовать установленным внешним правилам, требованиям, воззрениям, мнению других людей. Например, вы можете предоставить ребенку самому решать, делать ему уроки или нет, и разбираться с учителями самому. Но вряд ли учителя поймут вас. Наверняка они будут звонить вам, вызывать в школу, заставлять принять меры, воздействовать на ребенка. Тут все зависит от вас, насколько вы тверды в принятом решении, в его правильности.

Снятие ответственности

Потребность принимать самостоятельные решения возникает у детей в подростковом возрасте, примерно между 11 и 16 годами. Это нормальное, закономерное явление, из которого следует, что ребенок взрослеет. И проявляется это стремление по-разному, как уже говорилось. В основном подростки начинают бунтовать, отрицать родительские установки, зачастую делать назло, отвергая все, что предлагают взрослые, даже правильное. Позже, когда ребенок «перебесится» и почувствует себя самостоятельным человеком, он вполне может принять многие ваши требования, желания, воплотить в жизнь многие ваши начинания. Но это будет возможно только в том случае, если он сам захочет этого. А для этого родители должны умудриться не потерять связи со своим чадом в этот сложный период, не оттолкнуть его от себя.

Итак, ребенок стремится к свободе и боится ее одновременно. Как это проявляется? Он хочет сделать что-то самостоятельно, принять решение, но тут у него возникает страх, и он совершает поступок, который явно не понравится взрослым, заденет их и вынудит принять решение за него. Родители, естественно, не остаются равнодушными к происшедшему, принимают меры, осуществляют контроль, говорят, как необходимо поступить, — словом, идут по накатанному пути. Так может повторяться несколько раз.

Как только ребенок заставил вас принять решение за него, он снова свободен! Свободен от необходимости принимать самостоятельные решения. Теперь он опять может возмущаться произволом родителей, кричать, что ему не дают свободы, настаивать на своем. Но в то же время ему хочется, чтобы ответственность за его поступки нес кто-нибудь другой. Сам он отягощать себя этим совсем не жаждет.

Подобные ситуации могут привести к негативным последствиям: ребенок привыкнет к происходящему, и всякий раз, как только у него появится возможность принять собственное ответственное решение, он начнет вести себя так, чтобы спровоцировать вас принять решение вместо него и взять на себя ответственность. Происходит тот же контроль за ребенком, но другим способом.

Как же поступить родителям, если поведение ребенка, после того как вы предоставили ему свободу в принятии решений, ухудшилось? Сразу возникают мысли, что если сейчас он ведет себя так, дальше будет только хуже и нужно срочно принимать какие-то меры, возобновить контроль. Естественно, что первая реакция родителей на подобное поведение — гнев, досада, желание опять взять бразды правления в свои руки.

Прежде всего, нужно постараться сдержаться, не рубить сплеча, не принимать скоропалительных решений или произносить что-то, что может потом сыграть на руку ребенку. Ваши эмоции — это первый шаг на пути к предоставлению ребенку негативного внимания, которым он обязательно воспользуется. Так вы можете только поощрить и зафиксировать безответственное поведение ребенка.

Вспомните, о чем мы уже говорили: подобное поведение ребенка влияет только на его жизнь. Ваши эмоции — это просто ваша реакция. Нужно попытаться сделать так, чтобы гнев, досада, возникающие у вас в этот момент, стали бы и переживаниями ребенка.

Успокойтесь, рассмотрите возникшую ситуацию в перспективе. Попытайтесь взглянуть на все это со стороны, представить, что все это делает не ваш ребенок, а кто-нибудь из его друзей или ребенок ваших знакомых. Вы сразу увидите, что ваши эмоции изменились: у вас может возникнуть чувство сожаления, озабоченности в связи с тем, что у другого человека существует такого рода проблема.

Ребенок своими действиями как бы подталкивает вас к тому, чтобы вы опять начали его контролировать, вести себя с ним как раньше. Вы можете посчитать, что это означает, будто ребенок еще не состоянии справиться с ответственностью. Не переживайте, на самом деле в нем есть все необходимое, что поможет принять правильные решения, взять на себя ответственность за свои поступки. И это произойдет, как только закончится «война» между вами.

Поэтому, какими бы ни были ваши импульсивные переживания в сложившейся ситуации, оставайтесь тверда в своем решении не брать снова управление ребенком в свои руки, при этом нужно придерживаться спокойных, дружелюбных отношений.

Поскольку подобные вспышки со стороны подростка могут повториться, нужно подготовиться к ним заранее. Если раньше вы находились в зоне негативного внимания со стороны ребенка, сейчас вам нужно избрать другую тактику, предложить что-то взамен. Постарайтесь использовать так называемые «я-высказывания». Что это такое? Г.Н. Сарган дает такое определение: «я-высказывания» — это способ сообщения кому-либо информации о ваших собственных нуждах, чувствах или оценках без оскорбления или осуждения того, к кому обращено высказывание. Вы говорите о том, чего вы хотите, что вам необходимо или что вы думаете, а не о том, что следует делать или говорить другому. Вы отстаиваете свои интересы, но при этом не оказываете давления на другого человека. Таким образом, другой не осуждается, не обвиняется и не атакуется. Он не будет чувствовать себя припертым к стенке, у него не будет необходимости защищаться и, следовательно, затевать или обострять конфликт. С помощью «я-высказывания» обсуждается поступок человека, а не его личностные качества.

«Я-высказывания» просто начинаются с местоимения «Я» и выражают собственное чувство или реакцию…

Фраза начинается с нейтрального необвинительного описания поведения другого человека, которое вас не удовлетворяет. Затем следует описание ваших рациональных и эмоциональных реакций на это поведение. Объясните, почему это поведение не устраивает вас, или просто укажите, как оно на вас отражается. Наконец, в очень вежливых неагрессивных выражениях опишите то, чего бы вы желали. При этом используйте такие обороты, как «Мне бы хотелось», «Я был бы вам признателен» или «Я бы предпочла».

Четко формулируйте, что вы хотите сказать. Например, вы сообщаете ребенку: «Сегодня звонила классная руководительница и сказала, что ты уже который день не готов к уроку». Далее опишите свои чувства по этому поводу: «Меня это расстроило». Далее вы можете описать, что его ждет, если он будет продолжать вести себя подобным образом: «Если ты и дальше будешь продолжать так же, ты не сможешь сдать экзамен».

Если вы серьезно обеспокоены сложившейся ситуацией, то вполне допустимо и присочинить кое-что, может быть, даже довести свою мысль до гротеска. Например, можно сказать следующее: «Я представляю, как тебя оставят на второй год (будешь пересдавать экзамен осенью, в то время как остальные твои одноклассники уже устроят свою судьбу; бросишь школу, будешь шататься по улицам). Ты не сможешь найти приличную работу и будешь вынужден довольствоваться самыми низкооплачиваемыми должностями».

Можете признать свою беспомощность и в то же время сказать, что, по вашему мнению, ему необходимо сделать: «Мне хочется, чтобы ты сдал экзамен и перешел в следующий класс окончил школу), но все зависит только от тебя».

Если у вас есть такое желание (и если это упоминание уместно), скажите вашему ребенку, что, если он хочет, вы можете его поддержать, помочь ему, подсказать. Но сделать такое заявление следует только один раз и только в том случае, если обстановка располагает (ведь ребенок может расценить вашу помощь как желание опять взять контроль в ваши руки и отказаться).

Если ребенок согласится с вами и попросит вас ему помочь, сами для себя удостоверьтесь, что вы всего лишь помогаете, а не берете контроль над всей ситуацией в свои руки. Спросите, что именно ждет от вас ребенок, в какой помощи нуждается, и ограничьтесь только этим. Инициативу пусть проявляет подросток. Если же он в помощи не нуждается, то оставайтесь вне ситуации, не настаивайте.

Особое внимание обратите на следующий момент: покажите ребенку, что вы уверены в том, что он способен принять сейчас и в будущем правильные решения, непосредственно относящиеся к его жизни, скажите ему: «Я знаю, ты примешь правильное для себя решение» или «Я знаю, что ты способен увидеть все последствия принятого решения».

Вы и общество: две стороны медали

Ребенок вполне может поступать так, что общество будет делать все возможное, чтобы только вы приняли на себя ответственность за него. Постарайтесь не поддаваться. Спокойно делайте то, что, по вашему мнению, является правильным. Безусловно, у вас может возникнуть сильное искушение взять все в свои руки, но подумайте: если вы уверены в своей правоте, зачем делать то, что хотят от вас другие?

Если вам звонят из школы и сообщают, что ваш ребенок безобразно себя ведет, ответьте, что даете учителям полное право делать все, что принято в подобных случаях, что они считают нужным для улучшения ситуации. А затем передайте содержание вашей беседы ребенку.

Не удивляйтесь, что в первое время после того, как вы передали ребенку ответственность за его поступки, на вас обрушится шквал последствий, причем они поначалу могут быть самыми разными — от быстрого улучшения ситуации до еще большего ухудшения поведения ребенка. Вас могут преследовать эмоциональные вспышки со стороны ребенка, опасаться их не стоит. Если вы готовы к этому, то они вас не испугают. А если вы к тому же полны решимости и искренни в своих намерениях и поступках, то эти вспышки, скорее всего, будут слабыми и кратковременными и постепенно сойдут на нет.

Ответственность родителей за воспитание детей

Каждый родитель старается донести до своих детей простую истину – ребенок должен нести ответственность за свои слова и поступки. Однако зачастую сами родители перекладывают свою ответственность за несовершеннолетних детей на преподавателей или самих детей. Они аргументируют эту ситуацию занятостью на работе или нехваткой времени. И не все понимают, что ответственность родителей является главной составляющей образцовой семьи, в которой ребенок никогда не станет наркоманом или алкоголиком.

Что же включает в себя понятие «Ответственность родителей за воспитание»:

Воспитание детей. Здесь особо следует отметить ответственность родителей за поведение детей, ведь то, как они воспитывают своего ребенка в дальнейшем отразиться на его поведении.

Забота о физическом, психическом, нравственном и духовном развитии детей. Родители несут ответственность за детей, и они обязаны обеспечить ребенка общим образованием. Каждый ребенок должен посещать учебное заведение.

Защита интересов детей. Так как родители являются законными представителями несовершеннолетних детей, они вправе отстаивать их права и интересы в отношении как юридических, так и физических лиц.

Обеспечение безопасности. Ответственность родителей за безопасность детей никто не отменял, а значит, родители не имеют права причинять вред психическому, физическому и нравственному здоровью своих детей.

Содержание детей до достижения ими совершеннолетия. Родители не имеют права выставлять ребенка за дверь до достижения им совершеннолетнего возраста.

Закон об ответственности родителей

Конвенцией о правах ребенка провозглашено, что родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка, наилучшие интересы которого должны являться предметом основной заботы родителей.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть привлечены к различным видам юридической ответственности:

административной (статья 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних»);

гражданско–правовой (статьи 1073 – 1075 Гражданского кодекса Российской Федерации);

семейно–правовой (статьи 69 («Лишение родительских прав»),73 («Ограничение родительских прав») Семейного кодекса Российской Федерации);

уголовной (статья 156 Уголовного кодекса Российской Федерации («Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»)).

Ответственность родителей за детей обуславливается обязанностью воспитывать своих детей, заботиться об их физическом и психическом здоровье, а также нравственном развитии.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий