Общее·количество·просмотров·страницы

РОДИТЕЛЬСКИЙ ВСЕОБУЧ

ПОЛОЖЕНИЕ О РОДИТЕЛЬСКОМ ВСЕОБУЧЕ

I.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Родительский всеобуч – педагогическая модель взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей.

1.2. Настоящее положение регулирует деятельность педагогического родительского всеобуча (далее - родительский всеобуч)  дошкольного образовательного учреждения, выполняя функцию примерного.

II. ЦЕЛЬ РОДИТЕЛЬСКОГО ВСЕОБУЧА

2.1. Содействие повышению уровня родительской компетентности в вопросах воспитания, образования и развития детей, выработка единого взгляда семьи и ДОУ на сущность процессов воспитания и образования с целью создания оптимальных условий для развития личности ребенка.

III. ЗАДАЧИ РОДИТЕЛЬСКОГО ВСЕОБУЧА

3.1. Знакомство родителей с основами педагогических, психологических, правовых знаний.

3.2. Обеспечение единства воспитательных воздействий ДОУ и семьи.

3.3. Обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.

3.4. Предупреждение родителей от совершения наиболее распространенных ошибок.

3.5. Привлечение родителей к активному участию в воспитательно-образовательном  процессе.

IV. ФОРМЫ   ЗАНЯТИЙ РОДИТЕЛЬСКОГО ВСЕОБУЧА

4.1.  Формы родительского всеобуча:

Консультация, беседа;

Круглый стол, дискуссия, семинар-практикум;

День открытых дверей, досуг;

Тренинг, мастер-класс, ролевая игра;

V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

5.1. Тематика родительского всеобуча может меняться в связи с изменением:

·        направления работы ДОУ;

·        уровня образования родителей.

5.2. Изменения и дополнения к родительскому всеобучу разрабатываются совместно с:

·        администрацией;

·        педагогами  ДОУ;

·        родителями воспитанников.

·        и утверждаются  на педагогических советах.
ПРОГРАММА РОДИТЕЛЬСКОГО ВСЕОБУЧА
 
Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании и в снижении социальной напряжённости в обществе. Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права на специальные педагогические знания.
В современных социальных условиях, когда происходит интенсивное расслоение общества по имущественному признаку, когда родители отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально-бытовыми проблемами, когда дети предоставлены самим себе и пресловутой улице и т.п., приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка.
Актуальность педагогического всеобуча обусловлена и особой ролью семьи в жизни человека и общества. Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается переход индивида из биологического состояния к социальному, его становление как личности и индивидуальности. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека. Педагогика подходит к семье как субъекту воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи и школы в образовательном процессе. «Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей», – утверждает В.А. Сухомлинский.
Ребенок только начинает самоутверждаться, требует к себе уважения, а мы, взрослые, становимся в позу: «Кто ты такой?». Ежедневные его сто тысяч «почему» раздражают нас. Любая его попытка привлечь к себе внимание обрывается строгим взглядом, замечанием. Забываем, что вопрос ребенка – это еще одна попытка понять мир, в котором он живет, и приоткрыть занавес мира взрослых, основанного на опыте, мудрости поколений.
Что стоит за неумением вашего ребенка прощать и забывать обиды, отсутствием понимания, сострадания, терпимости к человеку, отсутствием самоконтроля, навыков этикета и способности видеть себя со стороны в минуты гнева и обиды? Излишняя опека? Удовлетворение любого желания? Тепло, взаимопонимание, терпимость к любому поступку?
Как смириться с тем, что ваш образованный, ласковый, правдивый, не ведающий зла, считающий всех людей замечательными ребенок среди избалованных сверстников является чужим?
Дети – опора и наше утешение на склоне пути, в них источник семейного счастья, смысл жизни. Поэтому важно помочь нашим воспитанникам в самостоятельном преодолении глупостей и ошибок, не забывая об их потребностях, возможностях и способностях. Видеть мир глазами ребенка, наслаждаться его впечатлениями в осеннем лесу, зоопарке,  цирке – чрезвычайно важное условие питания нашей и детской души.
В настоящее время семья в Российской Федерации, в том числе и в Челябинской области, переживает противоречивое и сложное состояние:
1. Во многом утрачены традиции семейного воспитания и его нравственные ценности.
2. Изменился статус семьи как воспитательного института (сокращается количество благополучных по составу и по степени воспитательного влияния семей; растут отчуждение, непонимание между родителями и детьми и т.п.).
3. Изменилось качество самой семьи (разрушены нравственные представления о браке и семье; утрачено понятие ответственности за сохранение брака; увеличивается процент детей, растущих в неполных семьях либо в семьях, где один из родителей родным не является и т.п.).
4. Наблюдаются тенденция к снижению рождаемости, непопулярность отцовства и материнства, негативный социально-психологический фон в семье.
5. Серьёзной проблемой является отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов – от семьи (усиливается недоверие родителей к ДОУ, имеют место неадекватное отношение родителей и детей к педагогам, неудовлетворённость качеством образования, невысок уровень психолого-педагогической культуры родителей и т.п.).
Таким образом, необходимость возвращения к педагогическому просвещению (обучению) родителей обусловлены рядом причин:
·        потребностями современного общества, характерной особенностью которого является изменение социокультурной ситуации (необходимость обеспечения взаимодействий семьи ДОУ в процессе формирования ценностных ориентиров у подрастающего поколения);
·        инновационным отечественным и зарубежным опытом обновления воспитания подрастающего поколения нового столетия;
·        открытостью современного педагогического сообщества (родительского в том числе) обществу, прошлому опыту, инновациям.
Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и ДОУ. Организация такого процесса требует глубокого осмысления сущности изменений, происходящих в обществе, согласования позиций, выработки концепции, принимаемой педагогическим и родительским сообществом. А для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию, повышению педагогической культуры, связанной:
·        с запросами и потребностями развивающейся личности воспитанника;
·        с опорой на предшествующий опыт родителей и процесс их педагогического просвещения.
Проблема заключается в поиске путей вывода семьи на более продуктивный уровень социокультурно-педагогического партнёрства с образовательным учреждением.
Проблемное поле педагогического образования родителей представлено следующими блоками:
·        Здоровье воспитанников, коррекция отклонений, пропаганда здорового образа жизни, повышение стрессоустойчивости личности.
·        Обновление системного психолого-педагогического сопровождения родителей воспитанни ков ДОУ в реализации ими воспитательной функции семьи.
·        Психолого-педагогическое сопровождение воспитанника в ситуации жизненного затруднения его семьи.
Принципы:
·        первоочередного права родителей на воспитание детей (родители в первую очередь несут ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих детей);
·        достоверности информации (сообщаемая информация должна опираться на научные (медицинские, психологические, педагогические, физиологические, юридические и др.) факты);
·        практикоориентированности информации (информация, рекомендованная родителям, должна быть практикоориентированной, доступной для использования в жизни);
·        взаимного сотрудничества и взаимоуважения (доверительные взаимоотношения педагогов с родителями учащихся, а также конструктивный поиск решения возникающих проблем воспитания детей);
·        развития (личности, системы отношений личности, процессов жизнедеятельности);
·        гуманизации отношений и общения;
·        системности воспитательных воздействий на ребёнка;
·        преемственности семьи и ДОУ в становлении социокультурного опыта ребёнка;
Педагогическое (образовательное) сопровождение родителей в реализации воспитательной функции понимается нами как:
·        система, предоставляющая им ориентационное поле, в котором они осуществляют выбор оптимальных знаний и условий воспитания детей в семье;
·        особый способ деятельности по оказанию педагогической помощи родителям в решении проблем воспитания детей в семье, в преодолении социокультурных и психолого-педагогических проблем, связанных с воспитанием детей;
·        процесс совместного с родителями определения их целей, возможностей и путей достижения желаемых результатов в воспитании собственных детей.
Цель программы: обоснование научно-методического обеспечения педагогического образования родителей.
Объект проектирования: педагогическое образование родителей как целостная система.
Предмет проектирования: содержание, методы и формы педагогического сопровождения родителей.
Исходная гипотеза:
1. Социокультурная обусловленность воспитания проявляется не только в профессионально-педагогической деятельности воспитателей, но и воспитательной деятельности родителей, современная ситуация которой порождает её новые (вновь осмысленные) виды, в частности – научно-методическое сопровождение процесса педагогического образования родителей.
2. Педагогическое сопровождение процесса педагогического образования родителей ориентировано на осознанное включение родителей в воспитательный процесс ДОУ; проектирование содержания педагогического образования родителей как системы, позволяющей определять благоприятные пути достижения желаемых результатов в воспитании их собственных детей.
3. Система педагогического сопровождения процесса педагогического образования родителей строится с опорой на типы и особенности современной семьи, проблемы современного ребёнка, возрастные особенности детей.
Основные задачи проекта:
1. Разработать научно обоснованные подходы к определению путей обновления интегративной открытой развивающейся системы педагогического образования различных групп родителей.
2. Обосновать методологию сопровождения родителей в процессе их педагогического образования.
3. Разработать обоснованное содержание (информационное сопровождение) педагогического образования родителей, обеспечивающее формирование активной педагогической позиции родителей; повышение воспитательного потенциала семьи; вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого-педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры; предупреждение наиболее распространённых ошибок родителей в воспитании детей; педагогическое самообразование родителей.
5. Разработать методические рекомендации (методическое сопровождение) по сопровождению родителей в процессе их педагогического образования.
6. Разработать общие формы (организационное сопровождение), приемлемые для предлагаемого содержания педагогического образования родителей.
Основными направлениями реализации предлагаемого проекта являются:
·        Научное и программно-методическое обеспечение взаимодействия семьи и ДОУ в процессе формирования личности воспитанника.
·        Создание в ДОУ системы педагогического образования родителей.
·        Формирование основ семейного воспитания у дошкольника.
·        Вовлечение родителей в совместную деятельность по духовному, нравственному, трудовому, физическому воспитанию детей.
 
ПЛАН РАБОТЫ РОДИТЕЛЬСКОГО ВСЕОБУЧА
Дата проведения
Обсуждаемая тема и форма проведения
ответственный
сентябрь
Буклет  «Взаимоотношения между взрослыми и детьми»
Воспитатели
октябрь
Круглый стол   «Воспитание шустриков и мямликов».
Воспитатели
ноябрь
Беседа:  «Влияние родительских установок на развитие детей»
Воспитатели, инструктор по физвоспитанию
декабрь
Круглый стол «Детские страхи»
Воспитатели инструктор по гигиеническому воспитанию
январь
Буклет  «Играйте вместе с детьми»
Воспитатели
февраль
Круглый стол "Как подготовить ребёнка к детскому саду".
Воспитатели, инструктор по гигиеническому воспитанию
март
Беседа: «Семья на пороге школьной жизни ребенка».  
Воспитатели
апрель
Круглый стол "Почему дети разные"
Воспитатели
май
Круглый стол  «Воспитание дружеских отношений в игре».
Воспитатели
июнь
Буклет  «Какой метод эффективнее - похвала или наказание?»
Воспитатели
июль
Беседа «Домашние обязанности для детей. Без напоминания и с удовольствием».
Воспитатели
 
 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий