ПОЛОЖЕНИЕ О РОДИТЕЛЬСКОМ ВСЕОБУЧЕ
I.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Родительский всеобуч – педагогическая модель взаимодействия
дошкольного образовательного учреждения с семьей.
1.2. Настоящее положение регулирует деятельность педагогического
родительского всеобуча (далее - родительский всеобуч) дошкольного
образовательного учреждения, выполняя функцию примерного.
II. ЦЕЛЬ РОДИТЕЛЬСКОГО ВСЕОБУЧА
2.1. Содействие повышению уровня родительской компетентности в вопросах
воспитания, образования и развития детей, выработка единого взгляда семьи и ДОУ
на сущность процессов воспитания и образования с целью создания оптимальных
условий для развития личности ребенка.
III. ЗАДАЧИ РОДИТЕЛЬСКОГО ВСЕОБУЧА
3.1. Знакомство родителей с основами педагогических, психологических,
правовых знаний.
3.2. Обеспечение единства воспитательных воздействий ДОУ и семьи.
3.3. Обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
3.4. Предупреждение родителей от совершения наиболее распространенных
ошибок.
3.5. Привлечение родителей к активному участию в
воспитательно-образовательном процессе.
IV. ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ РОДИТЕЛЬСКОГО ВСЕОБУЧА
4.1. Формы родительского всеобуча:
Консультация, беседа;
Круглый стол, дискуссия, семинар-практикум;
День открытых дверей, досуг;
Тренинг, мастер-класс, ролевая игра;
V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
5.1. Тематика родительского всеобуча может меняться в связи с изменением:
·
направления работы ДОУ;
·
уровня образования родителей.
5.2. Изменения и дополнения к родительскому всеобучу разрабатываются
совместно с:
·
администрацией;
·
педагогами ДОУ;
·
родителями воспитанников.
·
и утверждаются на педагогических
советах.
ПРОГРАММА РОДИТЕЛЬСКОГО ВСЕОБУЧА
Важнейшим требованием
развития общества к воспитанию подрастающего поколения в современной
социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании и в
снижении социальной напряжённости в обществе. Социокультурная обусловленность
воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными
партнёрами педагогов в воспитании детей, права на специальные педагогические
знания.
В современных
социальных условиях, когда происходит интенсивное расслоение общества по
имущественному признаку, когда родители отчуждены от своих детей и полностью
поглощены социально-бытовыми проблемами, когда дети предоставлены самим себе и
пресловутой улице и т.п., приобретает особую актуальность проблема приобщения
родителей к формированию личности ребёнка.
Актуальность
педагогического всеобуча обусловлена и особой ролью семьи в жизни человека и
общества. Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека.
Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки
взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка,
самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает
фундамент полноценного развития личности. Через жизнедеятельность семьи
реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается переход
индивида из биологического состояния к социальному, его становление как
личности и индивидуальности. Семья представляет собой особый социокультурный
институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость
существования общества, в котором происходит физическое и духовное
воспроизводство человека. Педагогика подходит к семье как субъекту
воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на роли семьи в
формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных
потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи и школы в
образовательном процессе. «Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была
бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения,
повышение педагогической культуры родителей», – утверждает В.А. Сухомлинский.
Ребенок только
начинает самоутверждаться, требует к себе уважения, а мы, взрослые, становимся
в позу: «Кто ты такой?». Ежедневные его сто тысяч «почему» раздражают нас.
Любая его попытка привлечь к себе внимание обрывается строгим взглядом,
замечанием. Забываем, что вопрос ребенка – это еще одна попытка понять мир, в
котором он живет, и приоткрыть занавес мира взрослых, основанного на опыте,
мудрости поколений.
Что
стоит за неумением вашего ребенка прощать и забывать обиды, отсутствием
понимания, сострадания, терпимости к человеку, отсутствием самоконтроля,
навыков этикета и способности видеть себя со стороны в минуты гнева и обиды?
Излишняя опека? Удовлетворение любого желания? Тепло, взаимопонимание, терпимость
к любому поступку?
Как смириться с тем,
что ваш образованный, ласковый, правдивый, не ведающий зла, считающий всех
людей замечательными ребенок среди избалованных сверстников является чужим?
Дети – опора и наше
утешение на склоне пути, в них источник семейного счастья, смысл жизни. Поэтому
важно помочь нашим воспитанникам в самостоятельном преодолении глупостей и
ошибок, не забывая об их потребностях, возможностях и способностях. Видеть мир
глазами ребенка, наслаждаться его впечатлениями в осеннем лесу, зоопарке, цирке – чрезвычайно важное условие питания
нашей и детской души.
В настоящее время
семья в Российской Федерации, в том числе и в Челябинской области, переживает
противоречивое и сложное состояние:
1. Во многом утрачены
традиции семейного воспитания и его нравственные ценности.
2. Изменился статус
семьи как воспитательного института (сокращается количество благополучных по
составу и по степени воспитательного влияния семей; растут отчуждение,
непонимание между родителями и детьми и т.п.).
3.
Изменилось качество самой семьи (разрушены нравственные представления о браке и
семье; утрачено понятие ответственности за сохранение брака; увеличивается
процент детей, растущих в неполных семьях либо в семьях, где один из родителей
родным не является и т.п.).
4. Наблюдаются
тенденция к снижению рождаемости, непопулярность отцовства и материнства,
негативный социально-психологический фон в семье.
5. Серьёзной проблемой
является отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов – от семьи
(усиливается недоверие родителей к ДОУ, имеют место неадекватное отношение
родителей и детей к педагогам, неудовлетворённость качеством образования,
невысок уровень психолого-педагогической культуры родителей и т.п.).
Таким образом,
необходимость возвращения к педагогическому просвещению (обучению)
родителей обусловлены рядом причин:
·
потребностями современного общества, характерной
особенностью которого является изменение социокультурной ситуации
(необходимость обеспечения взаимодействий семьи ДОУ в процессе формирования
ценностных ориентиров у подрастающего поколения);
·
инновационным отечественным и зарубежным опытом обновления воспитания
подрастающего поколения нового столетия;
·
открытостью современного педагогического сообщества (родительского в том
числе) обществу, прошлому опыту, инновациям.
Современная ситуация в
сфере воспитания требует создания новой, более эффективной системы
социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между
институтом семьи и ДОУ. Организация такого процесса требует глубокого
осмысления сущности изменений, происходящих в обществе, согласования позиций,
выработки концепции, принимаемой педагогическим и родительским сообществом. А
для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к
собственному педагогическому образованию, повышению педагогической культуры,
связанной:
·
с запросами и потребностями развивающейся личности воспитанника;
·
с опорой на предшествующий опыт родителей и процесс их педагогического
просвещения.
Проблема заключается в поиске путей вывода семьи
на более продуктивный уровень социокультурно-педагогического партнёрства с
образовательным учреждением.
Проблемное поле
педагогического образования родителей представлено следующими блоками:
·
Здоровье воспитанников, коррекция отклонений, пропаганда здорового образа
жизни, повышение стрессоустойчивости личности.
·
Обновление системного психолого-педагогического сопровождения родителей воспитанни
ков ДОУ в реализации ими воспитательной функции семьи.
·
Психолого-педагогическое сопровождение воспитанника в ситуации жизненного
затруднения его семьи.
Принципы:
·
первоочередного права родителей на воспитание детей (родители в первую
очередь несут ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих
детей);
·
достоверности информации (сообщаемая информация должна
опираться на научные (медицинские, психологические, педагогические,
физиологические, юридические и др.) факты);
·
практикоориентированности информации (информация, рекомендованная
родителям, должна быть практикоориентированной, доступной для использования в
жизни);
·
взаимного сотрудничества и взаимоуважения (доверительные взаимоотношения
педагогов с родителями учащихся, а также конструктивный поиск решения
возникающих проблем воспитания детей);
·
развития (личности, системы отношений личности, процессов
жизнедеятельности);
·
гуманизации отношений и общения;
·
системности воспитательных воздействий на ребёнка;
·
преемственности семьи и ДОУ в становлении социокультурного опыта ребёнка;
Педагогическое (образовательное) сопровождение
родителей в реализации воспитательной функции понимается нами как:
·
система, предоставляющая им ориентационное поле, в котором они осуществляют
выбор оптимальных знаний и условий воспитания детей в семье;
·
особый способ деятельности по оказанию педагогической помощи родителям в
решении проблем воспитания детей в семье, в преодолении социокультурных и
психолого-педагогических проблем, связанных с воспитанием детей;
·
процесс совместного с родителями определения их целей, возможностей и путей
достижения желаемых результатов в воспитании собственных детей.
Цель программы: обоснование научно-методического обеспечения педагогического образования
родителей.
Объект проектирования: педагогическое
образование родителей как целостная система.
Предмет проектирования: содержание, методы и
формы педагогического сопровождения
родителей.
Исходная гипотеза:
1. Социокультурная
обусловленность воспитания проявляется не только в
профессионально-педагогической деятельности воспитателей, но и воспитательной
деятельности родителей, современная ситуация которой порождает её новые (вновь
осмысленные) виды, в частности – научно-методическое сопровождение процесса
педагогического образования родителей.
2. Педагогическое
сопровождение процесса педагогического образования родителей ориентировано на
осознанное включение родителей в воспитательный процесс ДОУ; проектирование
содержания педагогического образования родителей как системы, позволяющей
определять благоприятные пути достижения желаемых результатов в воспитании их
собственных детей.
3. Система
педагогического сопровождения процесса педагогического образования родителей
строится с опорой на типы и особенности современной семьи, проблемы
современного ребёнка, возрастные особенности детей.
Основные задачи проекта:
1. Разработать научно
обоснованные подходы к определению путей обновления интегративной открытой
развивающейся системы педагогического образования различных групп родителей.
2. Обосновать
методологию сопровождения родителей в процессе их педагогического образования.
3. Разработать
обоснованное содержание (информационное сопровождение) педагогического
образования родителей, обеспечивающее формирование активной педагогической
позиции родителей; повышение воспитательного потенциала семьи; вооружение
родителей необходимыми для воспитания детей психолого-педагогическими знаниями
и умениями, основами педагогической культуры; предупреждение наиболее
распространённых ошибок родителей в воспитании детей; педагогическое
самообразование родителей.
5. Разработать
методические рекомендации (методическое сопровождение) по сопровождению
родителей в процессе их педагогического образования.
6. Разработать общие
формы (организационное сопровождение), приемлемые для предлагаемого содержания
педагогического образования родителей.
Основными
направлениями реализации предлагаемого проекта являются:
·
Научное и программно-методическое обеспечение взаимодействия семьи и ДОУ в
процессе формирования личности воспитанника.
·
Создание в ДОУ системы педагогического образования родителей.
·
Формирование основ семейного воспитания у дошкольника.
·
Вовлечение родителей в совместную деятельность по духовному, нравственному,
трудовому, физическому воспитанию детей.
ПЛАН РАБОТЫ РОДИТЕЛЬСКОГО ВСЕОБУЧА
Дата проведения
|
Обсуждаемая тема и форма проведения
|
ответственный
|
сентябрь
|
Буклет «Взаимоотношения между взрослыми и
детьми»
|
Воспитатели
|
октябрь
|
Круглый стол «Воспитание шустриков и
мямликов».
|
Воспитатели
|
ноябрь
|
Беседа: «Влияние родительских установок на
развитие детей»
|
Воспитатели, инструктор по физвоспитанию
|
декабрь
|
Круглый стол «Детские страхи»
|
Воспитатели инструктор по гигиеническому воспитанию
|
январь
|
Буклет «Играйте вместе с детьми»
|
Воспитатели
|
февраль
|
Круглый стол "Как подготовить
ребёнка к детскому саду".
|
Воспитатели, инструктор по гигиеническому воспитанию
|
март
|
Беседа: «Семья на пороге школьной жизни ребенка».
|
Воспитатели
|
апрель
|
Круглый стол "Почему
дети разные"
|
Воспитатели
|
май
|
Круглый стол «Воспитание дружеских отношений в
игре».
|
Воспитатели
|
июнь
|
Буклет «Какой метод эффективнее - похвала или
наказание?»
|
Воспитатели
|
июль
|
Беседа «Домашние обязанности для детей. Без
напоминания и с удовольствием».
|
Воспитатели
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий